Индивидуализированного обучения системы

Индивидуализированного обучения системы
   — системы обучения, организующие индивидуальное продвижение по общей для данного контингента учащихся программе; как правило, характеризуются определённой обособленностью в работе отдельных учащихся. Созданию И.о.с. (начало 20 в.) предшествовали попытки модифицировать сложившуюся организацию обучения в интересах приспособления темпа и режима учебной деятельности к индивидуальным особенностям учеников при сохранении классно-урочной системы обучения. В "Пуэбло-плане" (разработан и применялся в 1888-93 американским педагогом П. Серчем в школах г. Пуэбло, США) общий для всех учебный материал изучался школьниками в собственном темпе; учитель лишь фиксировал удовлетворительное или неудовлетворительное усвоение содержания обучения по каждому разделу курса, не прибегая к более дифференцированным оценкам. "Санта-Барбара-план" (разработан и введён в 1898 Ф. Бёрком в школах г. Санта-Барбара, США) предусматривал разделение учащихся по способностям на три подгруппы, работа в которых различалась объёмом и глубиной изучения материала; допускался переход учащихся из одной подгруппы в другую, не ограниченный определёнными сроками. "Норт-Денвер-план" (введён в 1898 Дж. Ван Синклем в школах г. Норт-Денвер, США) наряду с общими для всех минимальными требованиями предусматривал возможность индивидуальной работы над усложнёнными заданиями (см. Батавиа-план).
   Разработка И.о.с. шла по трём направлениям. Организация индивидуального режима учебной работы нашла последовательное развитие в Дальтон-плане; сочетание индивидуализации режима и содержания учебной работы с деятельностью учащихся в малых, переменных по составу учебных группах наиболее полно воплотились в Говард-плане и Йена-плане. По отношению к содержанию обучения такие поиски часто сопровождались комплексным построением учебного материала (см. Комплексная система обучения). В 60- 70-е гг. разработка И.о.с. была связана с практикой открытого обучения. Разработка специальных учебных материалов для осуществления индивидуализации обучения реализована в 1913-15 под руководством Ф. Бёрка в "Индивидуальной системе обучения", особенностями которой стали: отход от классно-урочной системы обучения по осн. "академическим" дисциплинам, создание пособий, рассчитанных преимущественно на самостоятельное изучение, и т.д. Эти черты получили развитие в системе Виннетка-план. С середины 50-х гг. эта линия разработки И.о.с. реализована в программированном обучении, а также в системах обучения, строящихся на основе взаимодействия учащихся с ЭВМ (см. Автоматизированная обучающая система).
   Одной из предпосылок современной практики И.о.с. стала начатая в 60- 70-х гг. разработка учебных пакетов. Их применение сочетается как с традиционными, так и с нетрадиционными организационными формами обучения.
   Для И.о.с., созданных в США, характерна опора на диагностично поставленные учебные цели (т.е. заданные вместе с критериями их оценки) и тесты. На этой основе построены "Индивидуально предписанное обучение" (создана в начале 60-х гг.), "Индивидуально направляемое обучение" (начало 70-х гг.) и др. С 70-80-х гг. создаются И.о.с., в которых построение учебного процесса направлено на подведение всех учащихся к единому, чётко заданному минимальному, но достаточно высокому уровню овладения знаниями и умениями (см. Полного усвоения система, Келлера план, Бригадно-индивидуальное обучение).
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 104)
   Ч312.04

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Индивидуализированного обучения системы" в других словарях:

  • ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ — системы обучения, организующие индивидуальное продвижение по общей для данного контингента учащихся программе; как правило, характеризуются определённой обособленностью в работе отд. учащихся. Становление И. о. с. в практике школ отражало… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — (франц. differentiation, от лат. differen tia разница), форма организации уч. деятельности школьников ср. и старшего возраста, при к рой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Осуществление Д. о. не снижает общего… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Комплексная система обучения —     способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (например, области детских интересов и склонностей, знакомства с определённым кругом жизненных явлений и т.д.).    К.с.о.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дифференциация обучения — (лат. differentia разница)     форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.    Д.о. не снижает базового уровня общеобразовательной подготовки, чем отличается от фуркации. Осуществляется с помощью …   Педагогический терминологический словарь

  • ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, ПЛАН КЕЛЛЕРА — система индивидуализированного обучения, созданная психологом Ф. Келлером (США) для образовательных учреждений высшего профессионального образования. Основные характеристики системы: ориентация на полное усвоение содержания учебного материала с… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Полного усвоения система —     организация индивидуализированного обучения, ориентированная на достижение всеми учащимися заранее запланированных учебных результатов. Теория и практика П.у.с. восходит к идеям полного усвоения целостных учебных единиц Г. Мориссона и связана …   Педагогический терминологический словарь

  • Самостоятельная работа учащихся —     индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения органи зации С.р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут… …   Педагогический терминологический словарь

  • Обучение —     совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание. Понятие О. многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых… …   Педагогический терминологический словарь

  • УРОК — форма организации уч. воспитат. процесса в уч. заведениях при классно урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом). в течение определённого промежутка времени (как …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Батавиа-план — (Batavia Plan)     система индивидуализированного обучения. От названия г. Батавиа (Батейвия, шт. Нью Йорк, США). Применялся с 1898. Автор Б. п. инспектор школ города Дж. Кеннеди. В рамках Б. п. с классом увеличенной численности работали 2… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»